О состоянии породы Карело-финская лайка, Финский шпиц, Суоменпистикорва...

О состоянии породы Карело-финская лайка, Финский шпиц, Суоменпистикорва...

Интервью независимого корреспондента портала с руководителем клуба «СУОМЕН»

Вы занимаетесь этой породой достаточно долго, почему именно эта порода, привлекательный внешний вид, темперамент,  характер или что-то другое?

Вообще, сказать по правде, наверное, все вместе. Эту породу я бы вряд ли променяла на какую-то другую несмотря на многие сложности, характерные именно для карело-финской лайки. Начиная от самого названия породы и заканчивая взаимоотношениями породников. И когда мне говорят, что наверное вы любите собак, раз проводите с ними столько времени, я отвечаю: я люблю не собак, я люблю породу — финский шпиц, карело-финская лайка, суоменпистикорва — как бы она ни называлась. Именно эта порода мне привлекательна и именно ей хочется заниматься серьезно. Когда же складывается работать с другими видами лаек, конечно, приходится не отказывать, но только с карело-финской лайкой складывается некий альянс,  неповторимый психологический и моральный комфорт.

Изучая историю породы мы столкнулись с некой двойственностью – кто же стоит у истоков этой породы – русские или финские кинологи?

К сожалению, очень часто задают этот вопрос, хотя, думаю на данный момент, важнее обратится к настоящему и будущему породы нежели к прошлому. Ну, много, кто занимался и занимается данной породой, зачем ограничивать этот процесс трудами одного человека и одной страны. Работа над породой велась коллективно и это надо признать. Ну, а кто уж оказался первым в юридическом вопросе, легализации и регистрации породы на международном уровне, тот и заслужил право на упоминание своего имени в мировой кинологии. Но опять же на упоминание, ни в коем случае не право владения ею, и тем более не право монополии на породу. Разводить, заниматься и совершенствовать породу, и просто приобретать собак данной породы для охоты или для души —  этого нельзя запретить. Порода — это общественное достояние, исходный материал которого образовался естественным путем.

Какие сложности возникают в этой породе  и  с чем они связаны?

Обычно в любой породе и вообще в животном мире происходит так – чем ценнее порода, тем она малоплоднее. Чем элитнее крови, тем они более вырождаемы и трудно выживаемы. Собственно, в этом сложность. Мы работаем с достаточно ценным материалом, который по крохам собирали со всех регионов России. И если случается, что ценная особь исключается из разведения по каким-то причинам, это очень прискорбно, приходится работать заново, так как аналогичная собака может и не повториться при следующей вязке от тех же производителей. Приходится ждать, снова выбирать, искать.

Для обычных владельцев, не требующих от своего питомца проявления эксклюзивных рабочих качеств и высокопородного экстерьера, думаю,  эта собака не только не представляет никаких сложностей, но и вообще является самой, подчеркиваю, самой неприхотливой собакой в кинологическом мире.

Что сказать по поводу характера, который большинство относят к одному из сложности работы с карело-финской лайкой. Это обязательно хитрость и упрямство. Но без этого не может быть удачной охоты. Карело-финская лайка должна обмануть зверя или птицу, она не может быть простой пустолайкой. Поэтому при оценке и выборе собак, мне больше нравятся загадочные, интеллектуальные особи. Про таких говорят: «себе на уме», вот такие мне по душе нежели покорные и послушные простаки, тоже встречающиеся в породе.

У ваших собак идеальное поведение, как удается это достигнуть?

Ну я с собаками работаю уже 20 лет, и так случилось, что это именно лайки. Вообще лайки в плане воспитания нелегкие собаки, поэтому когда в 11 лет у меня появилась русско-европейская лайка, я просто не знала, как ей управлять. Я бегала за ней по городу сутками, а нужно было в школу и были другие обязанности. Естественно ни о каком послушании речи не было, собака не слушалась, я не могла ничего поделать и т.п. Когда появилась карелка, она привнесла много нового, она казалась более послушной, но природная хитрость и упрямство всегда были при ней. Конечно, сейчас мои собаки настолько слушают меня, что мы гуляем без поводка по городу и по первому зову (что далеко не свойственно каждой карело-финской лайке), они при мне.

 

Какова стоимость щенка карело-финской лайки и насколько просто приобрести такого щенка? Кто является основным покупателем щенков карело-финской лайки?

Я однозначно не могу сказать о стоимости щенка. Все зависит, первое – от кровей (родословная), пола, возраста, экстерьерных и рабочих качеств (натасканная/сырая) собаки и некоторых других факторов. Я считаю что такая достойная порода должна стоить дорого, тем не менее переплачивать за дорогие охотничьи крови не стоит любителям, которые приобретают собаку для дивана. Я никогда не отдам дорогого щенка в плохие руки иначе ценные качества будут не востребованы. Всегда первый выбор предоставляем охотникам. Если говорить о конкретных цифрах, то начиная с 5 тысяч рублей за щенка в регионах и заканчивая 10 тыс. $ за собаку.

На каком уровне охотничьи качества сегодняшнего поколения молодых карело-финских лаек? Вы часто бываете на охоте сами?

Нет, не часто, к сожалению. Но стараюсь по возможности выводить своих собак на охоту, чтобы охотничьи качества находили свою реализацию. Много времени занимает клуб, ведь моя задача не охотиться самой, а создать максимальные условия для того, чтобы охотились другие, сделать комфортной охоту, всех организовать и сплотить, чтобы новички перенимали опыт у более опытных охотников. А последние охотно делились своим искусством. И, думаю, на сегодняшний момент наш клуб успешно справляется с этим.

Большое ли значения имеют дипломы, полученные собаками на испытаниях, говорят ли они о том, что на охоте собака не подведет?

Скорее всего нет. Диплом может получить любая собака данной породы без труда, так как в генетике сильны рабочие качества, ориентированные на охоту.

К тому же понятно, что диплом третьей степени получить не так уж трудно. Собака, допустим, получает диплом третьей степени по вольерному барсуку, делается запись в племенную книгу (ВПКОС) и все. Собака уже является полноценным производителем. На самом деле она может быть очень далека от охоты, тем не менее, запись у нее уже есть. А тем, кто приобретает от нее потомство, можно уверенно говорить: «собака рабочая, видите у нее же диплом».

Рассмотрим другую ситуацию, берем собаку с дипломами первой степени – белка, куница, глухарь, кабан... Не видела ни одной собаки универсала одинаково азартно работающую по мелочи и по крупному зверю. Чтобы работать на первую степень нужно быть очень рьяным фанатом того или иного зверя. Но не всех сразу... А если владелец собаки и вовсе эксперт, то, вероятно, на всех выставках и испытаниях ему будут открыты двери, ведь понятие корпоратив никто не отменял...

Вот поэтому лучше поставить вопрос по-другому, любая ли дипломированная собака сможет успешно охотиться? Сразу можно ответить — нет, далеко не каждая. По всем этим причинам дипломы, конечно, играют некоторую роль при выборе ценного племенного материала, но отнюдь не определяющую. Я не говорю, что их не должно быть. Это как начальная школа для человека. Показатель определенного развития собаки как охотника. Но основное для правильной оценки собаки, реальная охота и ее показатели – длительность, результативность, опыт и т.п. Все это не мгновенно, а зарабатывается собакой на протяжении всей рабочей жизни.

Какие есть особенности и трудности в племенной работе с карело-финской лайкой?

Ну, если брать внутри клуба, то обычно производителей выбирают строго, для кобеля практически нереально получить вязку, не имея полевого диплом. Но иногда делаются и поблажки ввиду малочисленности породы. При ведении племенной работы необходимо уделять внимание не только экстерьерным качествам. Ведь собака – будущий охотник. Поэтому рабочие качества также тестируются.

Что касается сложностей, то их несколько. Во-первых, малоплодность карело-финской лайки, что создает серьезные проблемы ее распространению.

Вторая сложность — очаговое расселение карело-финской лайки по России. Главный очаг по численности и качеству поголовья – г. Москва. Также можно выделить 4-5 очагов сосредоточения карело-финской лайки. В других регионах и областях ситуация с породой значительно хуже, в некоторых городах численность достигает всего 1-2 единицы, а бывает, что эти собаки одного пола или одного помета, вывезены, например, из Москвы. Естественно, они так и живут, пока не умрут, не оставив после себя потомства.

Также можно отметить следующую тенденцию, в регионах — не очагах разведения карело-финской лайки – имеются в малом количестве собаки, либо вывезенные (в основном из Москвы) либо совершенно недостойные звания производителя, собаки коренных кровей (Мурманск, Псков, Смоленск, Ростов-на-Дону, Пенза, Тула, Краснодар, Иркутск, Ханты-Мансийск). Контроль за качеством и количеством поголовья в таких точках вести крайне сложно.

От инбридинга отказались вообще, глядя на результаты коллег по цеху. Это крайне рискованный способ улучшения породы, к тому же отягощенный последствиями. «Тише едешь, дальше будешь», как говорится. Только московскими кровями ограничиваться было бы ошибочно из определенных соображений. Всем известно, что Москва славится охотниками «выходного дня». Это люди, которые выходят на настоящую охоту не более 1-2 раза в год. Конечно, упрека здесь нет. Только такие собаки несмотря на свою генетику никогда не сравнятся по рабочим качествам с собаками охотников-промысловиков, которые живут охотой.

В принципе были исследованы все регионы в поисках интересных промысловых кровей, но ценного, как известно, много не бывает. Поэтому лишь несколько лет назад внутри клуба был сформирован стабильный костяк производителей, исключающий из разведения всех собак, полученных путем инбридинга, и включающий собак только московского разведения, питомника Татаринцева (г. Костомукша) и собак ярославских кровей.

Конечно, в работе нужно придерживаться опыта более удачливых зарубежных коллег, от которых мы благополучно отстали лет на 50. Да, надо смотреть прежде всего на рабочие качества, чем и славятся наши собаки. Но экстерьер тоже немаловажный фактор для охоты как ни странно. Ведь гармонично сложенная собака залог успеха на охоте, так как более вынослива, более работоспособна, более предрасположена к поиску и др. Ну, если просто привести простой пример сравнения. Что есть у финского шпица такого необычного – это легкость, сухость сложения, невысокий рост. При этом ярко выражен половой тип и уровень породности на высоте. Что можно наблюдать на наших выставках: либо одна крайность чересчур нагруженные собаки, на верхнем пределе роста либо другая – мелкие собачки с узкой и удлиненной мордой, низкого уровня породности. Конечно, не все такие, но таких много. И на данный момент задача повышения качества поголовья стоит достаточно остро.

В плане документации проблем не возникает?

Возникает и даже очень много. Надо контролировать заводчиков, чтобы все было честно и по отношению к покупателям, приобретающим щенка и по отношению к владельцу кобеля-производителя. Также приходится и заводчиков охранять от чересчур требовательных покупателей, которые предлагают им заключать кабальные договора, на основе которых заводчик должен быть в ответе за своего щенка всю жизнь.

Также есть и сложности во внешних документах, выдаваемых на щенка. Вернее в разнице образцов их оформления. На данный момент для людей, владельцев карело-финских лаек наиболее приемлемо свидетельство о происхождении собаки образца РКФ. Этот документ не только рационален в плане подачи информации по происхождению собаки, но и имеет хорошую степень защиты (голограмма и т.п.). К тому же щенки и собаки с такой родословной не останутся безродными за рубежом и будут иметь полное право участия на крупных выставках международного класса.

Copyright © Корпорация. Работает на HostCMS